Процедура открытия банковского счета

Как выглядит процедура открытия корпоративного счёта?

В настоящее время процедура открытия счетов усложнилась практически во всех банках, традиционно обслуживающих нужды владельцев оффшорных компаний. И связано это в первую очередь с борьбой с терроризмом, коррупцией, отмыванием «грязных денег», нелегальным бизнесом, которая развернулась в последние годы во всём мире.

Ужесточение требований к клиентам вызвано также реформой банковских систем европейских государств, недавно вошедших в состав Евросоюза и призванных следовать его директивам в банковской сфере. Вот почему клиентам теперь надо предоставлять банкам более детальную информацию обо всех лицах, вовлечённых в корпоративную структуру, о деятельности компании и целях, связанных с открытием счета.

Возможно ли открытие счета «без присутствия»?

Процедура открытия счетов и требования к клиентам в разных банках могут существенно отличаться, однако есть и общие правила. Так, к примеру, клиент обязан лично придти на встречу с представителем банка или в офис юридической фирмы (в том случае, если у банка есть соглашение с фирмой на оказание подобных услуг), имея на руках полный пакет корректно выполненных документов компании. Всегда требуется личное присутствие как минимум будущего управляющего счётом и как максимум подлинного владельца компании. На встрече, как правило, присутствует и юрист, представляющий интересы клиента, так называемый «интродьюсер».

Если имя управляющего счётом и имя бенефициара не совпадают, банкиры обязательно потребуют личной встречи и с бенефициаром тоже. Более того, каждый из них – и управляющий счётом, и бенефициар — должен предоставить подробную информацию о себе и своём бизнесе. В банках прекрасно понимают, что счёт открывается на новую компанию, но там также прекрасно представляют себе, что за каждой новой компанией всегда стоит какой-то реальный многолетний бизнес.

Необходимо ли с целью открытия счёта посещать сами банки?

Как правило, для открытия счетов в иностранных банках нет необходимости ехать в Швейцарию, на Кипр или, например, в Латвию, — вполне достаточно встретиться с представителем банка в Москве. Однако в случае с Венгрией, Сингапуром и рядом других стран это придётся сделать обязательно.

Кстати, существует и другая практика, когда сотрудники головных отделений банков некоторых государств сами изъявляют желание приехать в Россию и встретится с клиентом для открытия счёта.

Как проходит интервью с банкиром?

Помимо того, что в ходе интервью с представителем банка следует сообщить подробную информацию о себе и своём бизнесе, надо также с готовностью ответить на все интересующие его вопросы, связанные, в том числе, и с происхождением средств. Необходимо сообщить номера телефонов и номер факса; адрес электронной почты; почтовый адрес реального бизнеса; домашний адрес. Кроме того требуется заполнить и подписать банковские формы.

Наиболее интересующими банк данными являются сведения о специфике деятельности компании и предполагаемом примерном обороте средств на счету. Отвечая на вопрос, чем будет заниматься компания, каков характер её бизнеса, нельзя говорить односложно, например, «торговля». Лучше, если это будет звучать, положим, так: «посреднические операции в торговле нефтепродуктами». Банк может поинтересоваться вашими деловыми партнёрами: как будет выглядеть вся деловая цепочка? где, у кого и что покупается? что, куда и кому продаётся? в какие государства и из каких государств будут исходить и поступать платежи?

Сотрудники банка, проводящие собеседование, нередко устанавливают достоверность заявляемых сведений посредством косвенных вопросов. Так, если клиент указывает, что основная деятельность компании, положим, торговля золотом, банковский офицер может тут же спросить у вас, а сколько сейчас стоит тройская унция золота?

Достаточно просто процедура открытия счетов происходит только в тех случаях, когда речь идёт о банальных экспортно-импортных операциях. Если же вы указываете, что это будет деятельность, связанная с недвижимостью, инвестициями, предоставлением займов и так далее, то это не является достаточным обоснованием для открытия счёта – придётся подробно всё расписать.

В некоторых случаях банки просят сотрудников юридической фирмы, представляющих клиента в банке, написать своё собственное письмо-рекомендацию, Letter of Introduction. В этом письме содержатся сведения о директоре компании и его реальном (действующем) бизнесе, информация о его деловой активности за последние несколько лет.

В редких случаях банки могут запросить у клиента подробный бизнес-план, точный список партнёров, с которыми он будет вести бизнес, используя счёт в этом банке, и так далее.

И последнее: хуже не будет, если на собеседование вы захватите собственные визитки и рекламные буклеты, где есть информация о вашей предпринимательской деятельности.

Какие документы надо предоставить для открытия счёта?

В первую очередь, это должны быть апостилированные документы самой компании, причём желательно, чтобы дата на Апостиле стояла свежая. Если компания старая, то, как правило, требуются дополнительные документы: Сертификат хорошего состояния компании (аналог нашей выписки из ЕГРЮЛ) и сертификат, в котором содержатся сведения о директорах и акционерах компании. Необходимо предоставить резолюции о назначении директоров, о выпуске акций, сами сертификаты акций, трастовую декларацию, а также доверенность (естественно, не просроченную!) в тех случаях, когда акционер и директор – номинальные.

Вы должны будете предъявить общегражданский паспорт РФ, а также заграничный. По мере истечения срока действия паспорта банк может попросить вас предоставить копию нового паспорта. В банки пересылаются копии паспортов директора, поверенного, акционера и бенефициара компании, а также их proof of address (подтверждения адресов проживания). Как правило, для граждан РФ в таком случае достаточно предоставить копию страницы из паспорта, где стоит отметка о регистрации человека по конкретному адресу. Если клиент-иностранец и в его паспорте не указано место жительства, то банк в этом случае попросит предоставить, например, копии телефонных счетов или банковских выписок, которые пришли на его имя и по его адресу.

Иногда некоторые банки просят предоставить им рекомендательное письмо из любого другого банка или рекомендацию от партнёра по бизнесу. Причём рекомендацию должен дать солидный «узнаваемый» зарубежный партнёр от имени компании, которая реально существует (ни в коем случае не от такого же оффшора!) со своим бизнесом, чтобы её можно было найти в соответствующих справочниках, в интернете и так далее. Любая рекомендация должна быть на бланке и содержать реквизиты выдавшей её организации; подпись лица, подписавшего рекомендацию, должна быть расшифрована.

В дополнение к этому каждый банк устанавливает свои индивидуальные требования, связанные с заверением копий представленных документов. В большинстве банков простые копии документов заверяются сотрудником банка, однако нередки случаи, когда банк требует копии, заверенные нотариусом, или вовсе просит представить на рассмотрение и экспертизу оригиналы документов на определённый срок.

Сколько счетов, и в каких странах можно открыть на оффшорную компанию?

Практически не существует никаких ограничений по количеству счетов и юрисдикциям, в которых возможно открытие счетов на оффшорную компанию. Если только речь не идёт, положим, о регистрации страховой компании и внесении страхового покрытия в определённом уполномоченном банке. Но это исключительный случай.

Во многих юрисдикциях нет и обязательного требования по открытию счетов в банках по месту домицилирования, то есть «прописки» самой компании — компания не обязана иметь счёт в банке той же страны, в которой она зарегистрирована. Это касается всех оффшорных юрисдикций, а также Кипра, Великобритании, Новой Зеландии и так далее. Однако, к примеру, в Швейцарии, Нидерландах или Австрии такой порядок обязателен.

И ещё: если у компании есть несколько счетов в разных банках, и она при этом обязана уплачивать налоги по месту регистрации, то, естественно, при подаче своей отчётности она обязана предоставить банковские выписки со всех существующих счетов.

При каких обстоятельствах банк может отказать в открытии счёта?

Банк может отказать клиенту в открытии счёта по причине деятельности компании, которую заявляет клиент и которая при этом не устраивает банк. Не рекомендуется заявлять, что у компании более одного вида деятельности. Если это всё-таки несколько видов, то они должны быть «взаимозависимы» – к примеру, импорт сельскохозяйственных машин и торговля зерном.

Если приходится декларировать несколько не зависимых друг от друга видов деятельности компании (например, торговля углём и инвестиционные операции), то надо это чётко прописывать с самого начала, либо… приобретать несколько компаний и открывать несколько счетов.

И, конечно же, не следует указывать такой вид деятельности, как «финансовое посредничество» — в этом случае счёт вряд ли откроют в каком-либо банке вообще.

Когда банк может закрыть счёт?

Если у банка возникнут подозрения в том, суть платежей не соответствует первоначально заявленному характеру деятельности компании, то счёт может быть заблокирован для последующего выяснения всех обстоятельств.

Банки вряд ли согласятся с тем, что в графе «Назначение платежа» у вас будет всегда фигурировать одно и то же: «Пополнение средств на счету». Вот почему надо быть готовым к тому, что банк всегда может попросить предоставить ему документарное обоснование любого платежа.

К сожалению, некоторые банки довольно непредсказуемы в своих действиях тогда, когда речь идёт о том, чтобы по тем или иным причинам прекратить обслуживание клиентских счетов. В первую очередь это касается американских банков, которые могут, к примеру, прислать клиенту уведомление с требованием закрыть счёт в течение недели без всяких объяснений причин такого решения.